Гипотеза об инвентонарности
Л.Гумилев интерпретировал волновой характер исторического движения (например, варварских нашествий на Европу), предположив, что существует важный, но не наблюдаемый прямо и непосредственно скрытый параметр. Этот параметр - пассионарность по Л.Гумилеву - характеризует "врожденную способность человека абсорбировать из внешней среды больше энергии, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды".
Л.Гумилев считает пассионарность рецессивной мутацией, которая со временем "вымывается" из социума. Сегодня есть ряд оснований считать, что кроме генетических, существует два социальных механизма, воздействующих на пассионарность. С одной стороны, происходит отбраковка пассионариев на ранних стадиях карьеры и их последующая маргинализация, а, с другой стороны, возможно кризисное усиление пассионарности.
Л.Гумилев выделяет 8 уровней пассионарности (по восходящей - от -2 до +6).
Нет особых сомнений в том, что волновой характер масштабных исторических движений хорошо объясним с помощью гипотезы пассионарности. По-видимому, "социальная пассионарность" накапливается в специфических обществах, в которых выстроен базовый триалектический баланс или есть система таких балансов. "Полная пассионарность" есть "социальная пассионарность" + "генетическая пассионарность". В этой модели генетическая пассионарность представляет собой внешний по отношению к обществу и случайный фактор, который оказывается не причиной пассионарного всплеска, а лишь его "пусковым импульсом". С помощью социопиктографического анализа, вероятно, можно определить, в каких обществах накоплена пассионарность, какое количество ее накоплено, насколько накопленная пассионарность близка к критической. Можно, видимо, и определить "окно" пассионарного всплеска. Но случайные генетические (мутационные) факторы могут спровоцировать всплеск в любой момент времени, относящийся к "окну". Кроме того, генетическая "добавка" к пассионарности увеличивает также и мощность пассионарного всплеска.
Есть основания считать, что пассионарность Л.Гумилева играет в человекомашинных системах ту же роль, что "реактивность" в ядерных реакторах. Положительная реактивность увеличивает количество нейтронов и повышает энерговыделение в реакторе, отрицательная - снижает.
Однако, не только войны, завоевания, революции и другие макроскопические народные движения носят в истории волновой характер. Весьма любопытен волновой характер изобретательства. Последняя такая волна хорошо исследована: она началась в конце 18-го столетия, достигла максимума к середина 19-го века и сошла на нет к середине 20-го. Конечно, изобретения делаются и сейчас, но есть очень существенная разница: сегодня изобретения идут за наукой и даже технологией. В период "волны" изобретения формировали технологию и, часто, следовали впереди науки. Например, первые самолеты появились раньше, чем была создана аэродинамика. Теория гребного винта было создана лет через пятьдесят после того, как гребные винты стали массово применяться в кораблестроении. Несколько упрощая, можно сказать, что современные изобретатели превращают в конструкции уже распакованную и присвоенную человечеством информацию, в то время как "изобретатели волны" превращали в конструкции или, иногда, в тексты, информацию, не распакованную и не присвоенную. То есть, они выступали в роли своеобразных информационных "сталкеров", абсорбируя информацию, к восприятию которой человечество еще не было подготовлено.
Разумно ввести понятие инвентонарности, определив ее, как "врожденную способность человека абсорбировать из внешней среды больше информации, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту информацию в виде конструкций и/или обобщенных текстов, модифицирующих технологическую среду".
Хотя на данный момент нет возможности сказать, является ли инвентонарность сугубо генетической либо генетической и социальной характеристикой, общесистемные соображения указывают, что инвентонарность должна иметь, как социальную, так и генетическую составляющую.
Инвентонарность также должна накапливаться в балансах, но, видимо, речь идет о балансах другого уровня. Модель соотношения между типами баланса и скрытыми характеристиками исторического процесса нужно делать. Понятно, что должен быть и третий параметр, имеющий отношение к нежквивалентной абсорбции "чего-то человеческого" (имеется в виду социальность, но определенная в логике to be human, поскольку социальность в обычном смысле - сугубо энергетический параметр).
Иными словами (почти везде - "троюродные братья вместо правильных слов"):
Пассионарность - форма неэквивалентного присвоения энергии материального мира, эта энергия выдается в форме социальных движений, то есть материальных операций над материальным миром.
Инвентонарность - форма неэквивалентного присвоения квазиэнергии информационного мира (жизненной силы информационных объектов), эта квазиэнергия выдается в форме технического и культурного творчества, то есть социальных операций над информационным миром (преобразование техносреды).
Этионарность - форма неэквивалентного присвоения квазиэнергии социального мира (жизненной силы социальных конструктов), эта квазиэнергия выдается в форме аксиологического и онтологического творчества, то есть информационных операций над социальным миром (преобразование социальной среды).
Пассионарность - инвентонарность - этионарность представляют собой треугольник социальных движений, отвечающих за "волны развития". Целиком в одном обществе этот треугольник, по-видимому, был выстроен один раз - в эпоху Реформации в Западной Европе. Очень похоже, что была сделана попытка воссоздать его в 1920-е годы, но треугольник развалился почти сразу, поскольку инвентонарная "волна" уже умирала.
Получаем, по-видимому, следующую систему оценок:
Уровень | Пассионарность | Инвентонарность | Этионарность |
---|---|---|---|
+6 | Пророки, стремление к абсолютному идеалу | Гении, способность присвоить любую информацию, в том числе, вообще не осознаваемую другими людьми (Ферма, Ньютон, да Винчи, возможно, Л.Кэрролл "нобелевская премия за особый вклад во все науки") | Спасители, создание новых классов этических систем (Будда, Христос, Магомет, Конфуций, Лютер) |
+5 | Герои, стремление к идеалу победы | Открыватели, способные открыть новую область информационного мира и начать освоение этой области, в том числе - конструкторское (Фрейд, Эйнштейн, братья Райт, Люмьер, Альтшуллер, Л.Гумилев) | Святые, создание новых этических систем в рамках существующего класса (апостол Павел, Франциск Ассизский, Фома Аквинский, Ницше) |
+4 | Борцы, стремление к идеалу успеха | Изобретатели, способные генерировать изобретения в массовом масштабе (Эдисон, Тесла) | Инквизиторы, борцы со злом, либо борцы за истину, которые понимаются в рамках определенной этической системы. Способны идти на риск и самопожертвование, считают это профессиональным долгом (отец Вильгельм у У.Эко, В.Оккамский, Р.Бэкон) |
+3 | Творцы, стремление к идеалу красоты и знания | Таланты, профессиональные распаковщики смыслов, созревших для распаковки, обычные изобретатели: Парсонс, Вестингауз, Ландау, Курчатов) | Подвижники. Люди, способные продвинуть этическую систему в материальном, социальном, информационном пространстве, развивая и совершенствуя ее, но не отрываясь от канонов (Ульфред, Алкаин, Сильвестр 2, Иоанн-Павел 2) |
+2 | Авантюристы, готовность к одномоментному риску | Умельцы, мастера, способные превратить в изделие свой замысел | Нонкомформисты, реформаторы. Бунтари, вскрывающие недостатки существующей системы взглядов |
+1 | Карьеристы, стремление к благополучию | Одаренные, способные быстро решать стандартные задачи, люди с высоким, но не чрезмерным IQ | Учителя. Люди, способные обучить других искусству жить праведно (в рамках той или иной системы взглядов) |
0 | Обыватели, равновесие со средой | Пользователи, равновесие с информационным пространством | Мещане, равновесие с социальным пространством |
-1 | Планктон, выживание за счет других | Немыслящее большинство, способны к вторичной переработке информации (детритная информационная цепь) | Изгои. Люди, вытесняемые из социального мира и из социальности в зону маргинальности |
-2 | Нежить, выживание за счет общества | Альтернативно одаренные, дураки в обыденном смысле этого слова, люди, не способные перерабатывать информацию даже с посторонней помощью | Аутисты. Люди, не способные существовать в социальном мире |
Переслегин С.Б.